Доставка грузов из Китая через Казахстан может выполняться автомобильным транспортом или по железной дороге. Транзитное время доставки из Китая через Казахстан с отправлением из Урумчи, Иву на Москву автотранспортом составляет 10 – 14 дней. По маршруту могут отправляться как контейнерные, так и сборные грузы.
Груз из Китая через Казахстан следует по следующей схеме:
- с фабрики в любом регионе КНР (в том числе Гуанчжоу, Шеньчжень и др. регионов юга страны) за счет фабрики или силами грузополучателя до консолидационного склада в Урумчи или Иву;
- с консолидационного склада через Чугучак – Бахты и далее через Казахстан до Новосибирска или Москвы.
Срок доставки груза из Китая через Казахстан – 1 – 2 дня на перевозку по КНР до Иву, Урумчи, 10 – 14 суток – из Урумчи до пункта назначения в РФ (Москва, Новосибирск, Самара, Ростов-на-Дону и т.д.). Стоимость доставки автомобильным транспортом по указанному маршруту – около 280 долларов США за 1 кубометр.
Доставка товаров из Китая через Казахстан в составе сборного груза предполагает ожидание в Иву (Урумчи) формирования партии – как правило, на этой уходит еще 2 – 4 дня. Логистические компании также могут оказывать дополнительные услуги по забору товаров со складов отправителей (фабрик), информированию о состоянии груза (в том числе в форме фото- и видеоотчетов).
Доставка из Китая через Казахстан в Москву может выполняться автомобильным транспортом, по железной дороге и в смешанном сообщении по прямому маршруту или через Новосибирск, Екатеринбург (стоимость перевозки 40 футового контейнера из Китая в Москву). При доставке в Москву и другие регионы РФ потребуется проверка оформления транспортных и сопроводительных документов, терминальная обработка грузов, сертификация товаров (по необходимости), таможенное оформление.
Стоимость автомобильной доставки грузов из Китая через Казахстан составляет до $6500 за 1 тн. Через РК ввозят достаточно дорогие грузы, например, одежду, обувь, подшипники, электронику, бытовую технику. Перевозка из Китая в Россию через Казахстан железнодорожным транспортом обойдется от $2,5/кг и занимает 18 – 25 дней.
Ж/д перевозки из Китая через Казахстан
Из Китая к Казахстану подходит более 20 ж/д путей, однако на территории РК все они сливаются в одну дорогу, образуя логистическое «бутылочное горлышко», где товар может простоять несколько дней в заторе («пробке»). Ж/д грузоперевозки из Китая через Казахстан выгодно отличаются от автомобильных тем, что на железной дороге практически исключены случаи пропажи грузов (в то время как при автоперевозке известны случаи, когда из 3 – 4 машин до границы с РФ не доходила ни одна).
Ввоз на территорию Китая по железной дороге осуществляется через пункт пропуска Алашанькоу (автомобильным транспортом – Зимунай, Чугучак). Стоимость грузоперевозки железнодорожным транспортом по Китаю ниже, чем по России, поэтому маршрут через Казахстан оказывается выгоднее, чем через Уссурийск, Забайкальск с отправкой из Суйфэньхэ (см. перевозка сборных грузов из Китая в Москву по ж/д, ж/д перевозки небольших грузов из Китая, стоимость ж/д доставки контейнера из Китая в Москву).
Вне зависимости от способа доставки, Казахстан и его «сухопутные порты» (пункты ввоза на китайско-казахстанской границе) представляют особое удобство для ведения внешнеэкономической деятельности:
- в Урумчи находится множество торгово-выставочных комплексов, местный бизнес сносно говорит по-русски, а требование к минимальной отгрузочной партии в несколько раз меньше, чем в Пекине, Гуанчжоу, Гонконге и других регионах КНР;
- Казахстан входит в ЕАЭС, что позволяет проводить таможенное оформление в пункте прибытия на территорию РК (на практике, однако, речь идет о внутренних таможенных постах РК, а не пограничных пунктах, но, тем не менее, это все равно удобнее МТТ и ВТТ);
- при выборе условий поставок DAF и DAP снижается влияние транспортной составляющей на размер таможенной стоимости и, как следствие, таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов).