Доставка грузов из Китая в Россию по железной дороге

Ж/д доставка грузов из Китая практикуется как составная часть мультимодальной (смешанной) перевозки и как самостоятельный инструмент грузоперевозки из КНР в РФ. Ж/д доставка из Китая через Забайкальск занимает меньше времени, чем морем (21 – 28 дней против 32 – 42 через Новороссийск и 45 – 60 через Санкт-Петербург/Усть-Лугу). При мультимодальной перевозке железнодорожный транспорт используется для транспортировки грузов по территории Китая до порта отправления и по территории РФ – из порта прибытия (обычно Новороссийск, Санкт-Петербург, Владивосток) до склада получателя в регионе.

Доставка груза из Китая по железной дороге регулируется:

  • Международной конвенцией по перевозке грузов по железным дорогам 1890 г – является основой правового регулирования коммерческой деятельности в рамках международных железнодорожных перевозок;
  • Конвенцией о международной торговле (CIM) – фактически свод основных правил ж/д грузоперевозок по Европе;
  • Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (COTIF) в ред. 1980 г – единое соглашение, объединяющее положения Бернских конвенций (двух первых в этом списке);
  • Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении 1953 г;
  • Международной конвенцией об облегчении условий железнодорожной перевозки грузов через границы 1952 г.

Положения системы CIM-COTIF могут применяться при доставке из Китая железной дорогой «от двери до двери» и смешанных (с участием морского, речного, автомобильного видов транспорта) перевозках. Членами Конвенции являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран, однако Россия и страны СНГ не входят в их число. В России действует Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

Железнодорожная доставка из Китая может выполняться по одной из следующих схем:

  • по территории Китая до одного из портов (Гуанчжоу, Шанхай, Хуанпу, Сямынь, Янтин, Ксинанг и т.д.) с последующей отправкой в Россию и прибытием во Владивосток, Санкт-Петербург, Новороссийск;
  • из порта Инкоу (куда груз прибывает из любого другого порта КНР), откуда Китайскими железными дорогами до пограничного пункта Маньчжурия – Забайкальск с перегрузкой в течение 1 дня на Российские железные дороги и транспортировкой до пункта назначения уже по РФ по Транссибирской магистрали;
  • через территорию Казахстана (как правило, при отправке из Северо-Западных регионов Китая, например, из Урумчи).

Железнодорожные перевозки грузов из Китая в Россию

Железнодорожная перевозка из Китая не всегда может быть сквозной – железные дороги еще не полностью охватывают территорию страны. Поэтому на отдельных этапах (для доставки на ж/д станцию со склада отправителя) может потребоваться использование автотранспорта. Многие китайские автоперевозчики работают в пределах только своего собственного региона (округа) и не повезут груз (контейнер) дальше него – а это значит, что придется организовывать несколько перегрузок товаров с одного транспорта на другой.

Железнодорожные перевозки по Китаю более надежны по сравнению с автомобильными – автоперевозчики поставлены в тяжелые условия налогами и системой лицензирования, поэтому, что выжить, многие транспортные компании используют свой автопарк с перегрузками (для большей загрузки и снижения транспортных издержек), игнорируя сроки поставки, если машина еще недогружена. Как следствие, при автоперевозках часты задержки. На железнодорожном транспорте таких проблем нет.

Железнодорожные перевозки из Китая в Россию также осложнены необходимостью смены колеи – перестановки вагонов и платформ на вагонные тележки под ширину российской колеи. Учитывая все возможные проблемы, а также риски повреждения груза при ж/д перевозке, доставка из Китая в РФ по железной дороге оправдана только при транспортировке крупных партий грузов, не боящихся трясок и перегрузок, например, строительных материалов, изделий из дерева и т.п.

Сроки ж/д грузоперевозки из Китая в Россию зависят от протяженности маршрута движения и складываются из срока доставки до Забайкальска, времени передачи контейнера (груза) с КЖТ на РЖД (как правило, 1 день) и перевозки по территории России до склада получателя. Как правило, маршрут ж/д перевозки из Китая в Россию проходит из крупных портов или транспортно-логистических центров (например, Урумчи) через пограничный переход Маньчжурия – Забайкальск (или через Казахстан) и по Транссибирской магистрали.

Ж/д грузоперевозки из Китая через Забайкальск

На перегрузку в п/п Маньчжурия – Забайкальск, вместе с таможенным оформлением (растаможкой) и оформлением вывоза груза с ж/д станции отправления до склада получателя  уходит, в общей сложности, до 10 суток. Сюда же входит ожидание железнодорожного состава и «пары» контейнером (на ж/д платформе стараются разместить сразу 2 20-футовых контейнера, если вес брутто обоих не превышает 30 т). Транзитное время доставки контейнера до Забайкальска из портов (регионов) КНР составляет от 7 до 14 суток, с учетом формирования сборного груза на терминале (и расходами на стаффинг от 150 до 270 долларов США).

Транзитное время доставки из Забайкальска до Москвы составляет порядка 14 дней, а ускоренными контейнерными поездами – до 7 – 10 дней.

Перевозка грузов из Китая ж/д транспортом ускоренными поездами

Ускоренные ж/д перевозки из Китая в Россию осуществляются по следующим маршрутам:

  • Тяньцзинь - Замын-Ууд - Наушки - Москва (ст. Ворсино) – отправление 1 раз в неделю, транзитное время – 10 суток;
  • Инкоу - Шеньян - Манчжурия/Забайкальск - ст. Екатеринбург-товарный – раз в неделю, 10 дней;
  • Инкоу - Манчжурия/Забайкальск - Москва (ст. Ховрино) – 1 раз в неделю, 12 суток.

Доставка ж/д транспортом из Китая в составе ускоренного поезда возможна в отношении любых партий (по объему, весу) грузов, в разы быстрее, чем морем, подходит для грузов любых типов (в том числе стопорящейся и рефрижераторной продукции – в специализированных RC-контейнерах).

Стоимость доставки грузов по  железной дороге через Забайкальск складывается из тарифа на перевозку по Китаю и по России. Цена перевозки из порта КНР до Забайкальска 20-футового контейнера составляет порядка $2300, а 40-футового - $5500. По России – 135 000 и 290 000 рублей соответственно. Тарифы на грузоперевозки LCL – от 180 до 230 долларов США за тонну.

Регулирование ж/д перевозки из Китая в Россию

Ж/д доставка из Китая в Россию регулируется в РФ СМГС. СМГС регулирует международные ж/д перевозки грузов, когда отправителем заключен договор отправки груза с железной дорогой одной из стран-участниц Конвенции. Действие СМГС распространяется на международные ж/д перевозки в прямом сообщении (проводятся по одному транспортному документу), прямые железнодорожные (только с участием ж/д транспорта) и смешанные (с участием других видов транспорта), перегрузочные и бесперегрузочные (не требующие перевалка в вагоны и/или тележки другой колеи).

Целью СМГС также является регулирование порядка заключения договоров на международные грузоперевозки железнодорожным транспортом . Требования СМГС должны соблюдаться в отношении всех грузов (кроме составляющих монополию почтового ведомств, разрывных снарядов, взрывчатых веществ, сжиженных, растворенных под давлением, сжатых газов, радиоактивных и самовозгорающихся веществ, мелких отправок менее 10 кг и перевозимых в крытых вагонах с не открывающейся крышкой в перегрузочном сообщении грузов массой более 2,5 т), если внутренние правила перевозок не устанавливают иного порядка.

В Соответствии с СМГС международные железнодорожные грузоперевозки в отношении некоторых грузов выполняются с соблюдением особых требований  (по предварительному согласованию центрального органа дороги отправления с центральных органов дорог транзита и назначения).

В дополнение к СМГС был принят, регулирующий международные перевозки грузов ж/д транспортом Единый международный транзитный тариф (ЕТТ). В дополнение к ЕТ – Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ), Служебная инструкция к СМГС и Правила пользования вагонами (ПВВ). На международные перевозки ж/д транспортом также распространяется Тарифное соглашение по перевозкам внешнеэкономических грузов, оплачиваемых в валюте, между странами СНГ.