Коносаменты FIATA: FBL, FCT, FCR, FWR

Под коносаментами ФИАТА (FIATA) подразумевают сертификаты FIATA FBL, FIATA FCT, FIATA FCR, FIATA FWR. Коносаментами ФИАТА не являются:

  • экспедиторская накладная перевозки грузов в смешанном сообщении (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill – FWB) – не является ценной бумагой, служит доказательством приема груза и условий заключенного договора перевозки, индоссамент не применим;
  • декларация грузоотправителя на перевозку опасного груза (Shipper’s Declaration for the Transport of Dangerous Goods – FIATA SDT) – заполняется и предоставляется клиентом, не может быть подписана экспедитором даже в качестве одолжения (as a favour) своему клиенту, не накладывает ответственности на экспедитора;
  • поручение на экспедирование (FIATA Forwarding Instruction – FFI) – проформа, унифицирующая основные виды инструкций и поручений клиента экспедитору.

В целом, документы, выданные экспедиторами, не являются коносаментами, хотя к понятию товарораспорядительного документа в практике международных перевозок начинают относиться менее строго, особенно если формуляры выдаются международными ассоциациями, такими как ФИАТА, ИНСА или БИМКО.

FIATA FBL (Negotiable FIATA Multimod al Transport Bill of Landing) – Экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении

Мультимодальный коносамент FIATA FBL является развитием практики выдачи экспедиторами внутренних коносаментов (house b/l) и сертификатов экспедитора (certificate of transport), первый из которых подтверждал группировку партии груза в контейнере, а второй – что контейнер находится в пути к месту назначения. Оба документа были неприемлемы для банков при осуществлении документарных аккредитивов, и в 1968 году ФИАТА предложила оборотный коносамент ФИАТА для смешанных перевозок.

Коносамент смешанной перевозки ФИАТА FBL сначала учитывал требования унифицированных правил к документу на смешанную перевозку Международной торговой палаты (публикация МТП №298), впоследствии – правил для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД/МТП (публикация МТП №481). Проформа Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading предпочтителен в использовании перед коносаментами Ассоциации швейцарских экспедиторов.

Мультимодальный коносамент ФИАТА обладает свойствам ценной бумаги (товарораспорядительного документа), получил признание у банковского сообщества (ст. 30 УОП-500). На лицевой стороне документа проставлен логотип МТП. С точки зрения банковского сообщества коносамент ФИАТА FBL аналогичен конвенциональному морскому коносаменту. Противоположная точка зрения у банков относительно FCT, FWR, FCR – они не приемлемы при расчетах в форме аккредитива, если только иное специально не будет указано.

При использовании FIATA FBL местом получения экспедитором груза (place of receipt) является место происхождения груза (place of origin), для доставки в место назначения экспедитор пользуется услугами фактического перевозчика. Экспедитор перед владельцем коносамента FBL остается «договорным» перевозчиком на всем пути движения груза от места получения до места выдачи. Экспедитор несет ответственность перед клиентом, если фактический перевозчик повредит груз.

FBL является сквозным коносаментом, выдается оператором мультимодальной перевозки (экспедитором) и может использоваться и при доставке груза одним видом транспорта. Согласной основным условиям коносамента ФИАТА, экспедитор имеет право размещать груз на палубе или под палубой, выбирать и изменять маршрут движения, порядок перегрузки, укладки груза, не извещая обо всем этом клиента.

FIATA FCT (Forwarder’s Certificate of Transport) – Экспедиторский сертификат перевозки грузов

FIATA FCT составляется в качестве документа экспедитора, выступающего только в качестве агента перевозчика. Документ не может считаться транспортным, т.к. экспедитор не является перевозчиком, но FCT – товарораспорядительный документ: выдача груза возможно только при предъявлении индоссированного сертификата.

Существуют разные точки зрения относительно того, может ли сертификат FCT функционировать как товарораспорядительный документ в отношениях между продавцом и покупателем. Банковское сообщество пока склонно рассматривать как FIATA FCT, так и FCR и FWR неприемлемыми документами при расчетах в форме аккредитива, если только условиями аккредитива специально не будет указано иное.

Сторонники другого мнения ссылаются на Incoterms и Унифицированные банковские правила о документарном аккредитиве и инкассо – в этом случае толкование товарораспорядительного документа рассматривается шире значения в каком-либо одном национальном законодательстве, соотносится с потребностями продавца и покупателя.

Лицевая сторона FCT содержит терминологию ценных (товарораспорядительных) бумаг, в том числе «держатель документа», «отправлено приказу…». Сертификат выдается комплектом, все одного содержания и даты. При получении груза по одному из сертификатов, все остальные из комплекта теряют силу.

Экспедитор, будучи агентом перевозчика, отвечает лишь за внимательный выбор третьей стороны (фактического перевозчика), не отвечает за ошибки и действия третьей стороны в процессе доставки груза. На оборотной стороне сертификата публикуются условия ответственности экспедитора, соответствующие стандартам национальной ассоциации экспедиторов.

FCT не рекомендуется использовать в качестве технического заменителя товара в производстве расчетов по документарному аккредитиву. Российское законодательство не рассматривает сертификат в качестве товарораспорядительного документа. У представителей общего права (common law) противоположный взгляд: FCT считается оборотным документом.

FIATA FCR (Forwarder’s Certificate of Recipient) – Экспедиторский сертификат получения груза

Документ FIATA FCR может использоваться при исполнении международных договоров купли-продажи товаров и договорах строительства промышленных объектов. В таких договорах указывается место и дата поставки товаров (оборудования и материалов), с которыми связывают переход риска гибели или повреждения груза, переход права собственности, оплату поставки и т.д. Срок и место поставки зависит от того, кто и как должен принять поставку: путем составления акта приема-передачи или путем предоставления одной стороной другой расписки экспедитора.

Экспедитор может принять товар, скомпоновать сборную отправку, а в подтверждении исполнения данного ему поручения предоставить сертификат FIATA FCR. Что такое FIATA FCR? FCR является одним из доказательств в правоотношениях между импортером и экспортером или заказчиком и подрядчиком. Сертификат не является ценной бумагой, может использоваться в сфере банковских операций, договоров перевозки и при совершении коммерческих сделок.

Экспедитор, выдавая FCR, подтверждает факт прием груза и факт его нахождения «в хорошем по внешнему виду состоянии» (in external apparent good order and condition). С получением сертификата продавец теряет контроль над грузом, передавая его экспедитору. Покупатель может оплатить товар в обмен на FCR, т.к. товар находится уже вне контроля продавца.

На лицевой стороне FCR указывается, что экспедитор получил контроль над грузом с безотзывной инструкцией доставить его иностранному покупателю, обозначенному в сертификате получателем (consignee). Продавец может отменить инструкции экспедитору только путем возвращения ему FCR. В России отношения сторон FCR регулируются общими положениями гражданского права.

FIATA FWR (Forwarder’s Warehouse of Recipient) – Экспедиторская складская расписка

Складская расписка экспедитора FIATA FWR gподтверждает размещение груза на складе экспедитора. В инструкции ФИАТА по применению FWR предупреждается, что ее расписка FWR не относится к числу документов, именуемых «складское свидетельство – варрант» (recepisse – warrant). Если национальным законодательством предусмотрена выдача варранта, использование FWR неприемлемо.

Благодарности