Групповой коносамент

Коносамент на сгруппированные грузы (groupage bill of landing, в УОП 1974 b/l covering unitized cargoes) – в морских перевозках аналог используемой на воздушном транспорте накладной на сгруппированные грузы (consolidator’s air waybill).

Коносамент на сгруппированные грузы используется, когда экспедитор отправляет (предъявляет морскому перевозчику) одним коносаментным местом партии грузов от нескольких отправителей. Получателем груза при такой схеме экспедитор обычно объявляет себя либо своего корреспондента в порту назначения. Во втором случае корреспонденту выдается поручение на выдачу груза разным получателям, согласно заказам отправителей.

По аналогичной схеме можно отправлять товары одного продавца, предназначенные для выполнения обязательств по разным договорам купли-продажи. Экспедитор при отправке разных партий одним коносаментным местом экономит на фрахтовых ставках, сопроводительных (канцелярских) расходах. Плюс снижаются риски для груза.

С точки зрения банков коносамент экспедитора на сгруппированные грузы должен специально определяться условиями аккредитива. Существует риск того, что groupage b/l окажется в руках одного импортера (покупателя) – тогда он может требовать от морского перевозчика выдачи всех описанных в коносаменте грузов (как своих, так и чужих). Для экспортера возникает трудность с получением платежа от банка, в котором открыт аккредитив, т.к. в банк требуется предоставить коносамент и другие документы.

Долевой коносамент

Один групповой коносамент может быть раздроблен на несколько частей, если грузополучатель планирует продать не всю партию товара, а только часть, или отправитель реализует товар нескольким получателям в порту назначения. В общем случае – если экспедитор объединяет несколько партий однородного груза в один и тот же порт назначения. Долевой коносамент не является товарораспорядительным документом.

В таком случае каждому покупателю будет выдан долевой коносамент (деливери ордер, delivery order), по которому агент судна выдаст причитающуюся получателю (экспедитору) часть коносаментного количества груза.  Экспедитор же выдает своему клиенту документ с указанием соответствующего количества принадлежащего тому товара – отгрузочный сертификат (домашний коносамент).

Контейнерный коносамент

Контейнерный коносамент выдается судоходной линией, если она осуществляет комбинированные перевозки. Контейнерный коносамент попадает под действие правил Гаага-Висби, обычно является погрузочным (receives for shipment), т.е. небортовым коносаментом. Часто такие документы применяются на контейнерных станциях вне порта.

Контейнерный коносамент может содержать условие о выдаче кратного числа коносаментов (Multiple Bill of Landing Clause). В этом случае отправитель после загрузки контейнера несколькими партиями грузов получает от перевозчика вместо одного несколько (кратное) число – комплект. Выдача коносаментных комплектов возможна, если указаны один отправитель и один получатель, одно место выдачи и одно место приема, отправка FCL (полностью загруженным контейнером). Все коносаменты комплекта должны содержать текст необходимого для подобных отправок условий.

Краткая форма коносамента и сертификаты FIATA как groupage b/l

В качестве коносамента на сгруппированные грузы используется краткая форма коносамента (документ признан Международной торговой палатой и банковским сообществом). Краткая форма коносамента предусматривает указание некоторых условий перевозки путем отсылки к какому-либо документу или источнику, не являющемуся коносаментом. Краткая форма появилась с целью упрощения коммерческой деятельности, относится к товарораспорядительным документам.

Под названием коносамента экспедитора на сгруппированные грузы часто скрываются утвержденные Международной организацией транспортно-экспедиторских организаций сертификаты: FIATA FCT, FIATA FCR, FIATA FWR.