NVOCC коносамент

Коносамент публичного перевозчика (NVOCC bill of lading) – документ смешанной перевозки. NVOCC b/l выдается компанией, не имеющей собственных транспортных средств, но располагающей арендованными или собственными контейнерами – Non-Vessel Owner Common Carrier (НВО, или публичный перевозчик, не владеющий тоннажем). Публичные перевозчики – это термин англо-саксонского права, разделяющего морских перевозчиков на публичных (common carrier) и частных (private carrier). Перевозчики – несудовладельцы входят в перечень common carrier.

Компания, выдающая NVOCC bill of lading, выступает одновременно в качестве перевозчика, экспедитора, отправителя груза. Предмет обязательства публичного перевозчика – организовать «доставку от двери до двери», включая внутреннюю экспедицию. Фактическая перевозка осуществляется по железной дороге, по морю и (или) автомобильным транспортом. Для фактических перевозчиков NVOCC является грузоотправителем.

Коносамент NVOCC внешне не отличается от коносамента морского перевозчика, аббревиатура NVOCC, как правило, не печатается, а по отпечатанному в документе названию компании сложно идентифицировать перевозчика как NVOCC или как судоходную линию. В банковской практике коносамент публичного перевозчика принято рассматривать в качестве документа экспедитора, но в последних редакциях УОП термин «коносамент» заменен на более общее понятие «транспортный документ» - это можно рассматривать в качестве очередного шага на пути признания за NVOCC b/l свойств морского коносамента.

Сам термин NVOCC bill of lading сегодня хорошо знаком импортерам, экспортерам и перевозчикам, хотя законодательные акты, Конвенции и соглашения, банковские правила не раскрывают его определения. По условиям поставок Incoterms CIF, FOB, CAF предусматривается использование услуг морского перевозчика, которым NVOCC не является – поэтому договор с ним может не признаваться в качестве договора морской перевозки. Возможно, что в практике использования коносаментов публичных перевозчиков могут возникать и другие разногласия между сторонами сделки: о моменте перехода прав собственности покупателю, о времени отгрузки.