Сквозной коносамент (throughbilloflading) – коносамент, покрывающий всю перевозку от двери до двери и предусматривающий перевалку с одного судна на другое. В практике международных перевозок сквозным коносаментом принято называть коносамент, по которому осуществляется смешанная (мультимодальная) перевозка с участием нескольких видов транспорта, не только речного и морского.
Получателю в случае смешанной перевозки удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать отдельные договоры перевозок с агентами (компания) морской и наземной перевозки. В этом случае говорят о сквозном мультимодальном коносаменте. Сквозной морской коносамент – это документ, который оформляется в отношении товаров при их морской перевозке, разбитой на отдельные стадии (каждую из которых могут выполнять разные судовладельцы).
При выполнении перевозок по сквозному коносаменту грузоотправитель заключает договор только с одним перевозчиком – с тем, который подписывает коносамент. Этот перевозчик (или экспедитор) организует перегрузку с последующей транспортировкой. Товары считаются доставленными последним перевозчиком, когда тот передает один оригинал throughbilloflading грузополучателю.
Плюсом сквозного коносамента для перевозки от двери до двери является возможность упрощения документооборота между грузовладельцем и перевозчиками. Правила составления through b/lаналогичны порядку оформления обычного морского коносамента. Однако есть некоторые нюансы:
- каждый из перевозчиков ограничивает сферу своей ответственности временем и маршрутом фактической перевозки;
- важно наличие четких отметок о передаче груза от одной компании другой (это основное отличие сквозного коносамента от морского).
Таможня принимает throughbilloflading в качестве подтверждения характеристик груза в той же мере, что и обычные морской коносамент.