Экспедирование грузов в порту Новороссийска

Экспедирование грузов в порту Новороссийска является частью транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) при организации международных экспортных и импортных, а также внутрироссийских (каботажных) перевозок. Экспедирование грузов в порту г. Новороссийска предполагает не только перевалку (перегрузку) грузов с одного вида транспорта на другой (например, при ввозе в РФ – с морского на ж/д или автомобильный), но и координацию работ портовых служб, перевозчиков. На этом же этапе проводятся вспомогательные работы по обслуживанию грузов.

Экспедирование грузов в Новороссийске осуществляется в интересах грузоотправителя и (или) грузополучателя специализированной организацией (экспедитором, стивидором). Для грузовладельца такой организацией обычно становится экспедитор (не лицом, сопровождающим груз в пути, а транспортно-экспедиционной компанией, ТЭК) – фактически или через посредников осуществляющий экспедирование грузов в порту Новороссийска. Грузовладельцы (потребители транспортно-экспедиционных услуг, ТЭУ) заключают с экспедитором договор транспортной экспедиции.

Экспедирование в Новороссийске осуществляется с учетом нескольких перевозчиков (морского и железнодорожного или автомобильного). Таким образом, перевозка носит характер смешанной (мультимодальной или трансмодальной). Особенностью экспедирования в Новороссийске при смешанной перевозке является возникновение дополнительных задержек груза и затрат на его обслуживание – в виде перевалки, временного хранения и, при необходимости, перетарки (перегрузки). ТЭК в этих условиях выступает в качестве оператора смешанной перевозки.

Услуги по внутрипортовому экспедированию в Новороссийске

Если смешанная перевозка является прямой (осуществляется по одному транспортному документу), то на этапе внутрипортового экспедирования отпадает необходимость в переиздании ряда транспортных документов. Если доставка носит характер комбинированной грузоперевозки (без перегрузки груза), то упрощается сама технология обслуживания перевозимой продукции. Примером комбинированной перевозки является интермодальная доставка, когда груз транспортируется несколькими видами транспорта в одной грузовой единице или одном транспортном средстве. Обычно это контейнер.

Портовое экспедирование импортных грузов контролируется ТЭК. Если ТЭК одновременно является и организатором всей доставки «от двери до двери», то говорят о мультимодальной перевозке, в рамках которой экспедитор несет ответственность за груз на всем пути его следования. В том числе – на этапе экспедирования и вывоза из новороссийского порта – за следующие работы:

  • перемещение груза по территории порта, организация его временного хранения или размещение на складе ответственного хранения;
  • организацию погрузо-разгрузочных работ при перегрузке с одного вида транспорта на другой и (или) при выгрузке судна с размещением груза на складе (при экспорте – со склада на судно);
  • подачу подвижного состава автомобильного или железнодорожного транспорта с получением пропуска для въезда на территорию порта;
  • организацию тальманского и сюрвейерского обслуживания (контроль количества выгружаемых/погружаемых грузовых мест, контейнеров, качества доставляемого груза);
  • организацию складских работ на контейнерных и грузовых площадках, терминалах порта, в складских помещениях;
  • оформление надлежащей сопроводительной и транспортной документации (коносаменты, товарные накладные и т.п.), организацию сопровождения груза для перевозок по дорогам РФ.

Также на этапе внутрипортового экспедирования решаются задачи по взаимодействию с таможенным органом (через таможенного представителя/брокера или напрямую декларанта). Сюда можно отнести как организационно-посреднические работы (координацию работы транспортных узлов, грузовладельцев, перевозчиков с одной стороны и таможни с другой), так и консультативно-аналитическое обслуживание:

  • информирование по ставкам на экспедирование в порту Новороссийска различных видов грузов – металла, зерна, контейнеров, ветеринарных грузов и т.д.;
  • консультации по технологии перевозок через Новороссийский морской торговый порт: контейнеров, ро-ро, наливных и навалочных грузов и т.д.;
  • просчеты различных маршрутов доставки, использования транспортных средств и оборудования (контейнеров, ж/д платформ, низкорамных тралов, вагонов и т.д.).

Процесс экспедирования и оформления грузов в Новороссийске

С технологической точки зрения процесс экспедирования груза предполагает выполнение ряда операций:

  • прием груза на складе (заводе) отправителя, его погрузку на поданное транспортное средство и доставка к терминалу отправки магистральным видом транспорта (в морской порт или ж/д станцию, за исключением случаев унимодальных автомобильных перевозок);
  • перегрузка с одного вида транспорта на другой (в морском порту – с ж/д или а/м на морское судно, линейное или трамповое);
  • организация хранения на складах (консолидационных, временного или ответственного хранения);
  • сдача получателю.

Непосредственно на этапе экспедирования в Новороссийске оформляются и переоформляются транспортные и сопроводительные документы, осуществляется перегрузка с морского транспорта на автомобильный или железнодорожный при импорте (при экспорте – наоборот). Одновременно может осуществляться переход права собственности и риска гибели товаров, проходится государственный и таможенный контроль (включая ветеринарный, фитосанитарный, медико-санитарный  и санитарно-экологический).

С точки зрения законодательства оформление и экспедирование грузов в Новороссийске может выполняться по договору поручения или представительства. В первом случае компания по перетарке, перегрузке, перевалке, экспедированию груза называется поверенным (доверенным лицом), а грузовладелец – доверителем (принципалом).

Поверенный осуществляется деятельность от имени и за счет доверителя. Поверенный действует в границах отведенных ему полномочий и является помощником  представителем принципала во взаимодействии с третьими лицами. Принципал может заключить сделку с третьим лицом напрямую, поручив доверенному только контроль ее исполнения.

Под третьими лицами подразумеваются:

  • администрация порта, железнодорожных и автомобильных дорог, таможенные и пограничные органы и др. официальные власти;
  • фрахтователи, сюрвейеры, стивидоры и др. договорные партнеры.

Третьим лицом может быть и грузополучатель. В порту, как правило, взаимодействуют сразу два доверенных лица – один со стороны грузовладельца (экспедитор, ТЭК), второй – со стороны перевозчика (морской линии): агент (брокер). Ни агент, ни принципал, если они действуют в рамках отведенных им полномочий и от имени своих принципалов, не несут ответственности перед третьими лицами или принципалом.

Т.е. если в рамках экспедирования груза в Новороссийском морском торговом порту агент или принципал заключат какую-либо сделку от имени своих принципалов, то возникают обязанности между принципалами и третьими лицами. Если доверенное лицо заключает сделку без уведомления принципала (будучи уверенным в ее целесообразности и последующем одобрении со стороны своего клиента), то далее следует ратификация соглашения (одобрение принципалом).

Функции экспедитора и агента могут быть интегрированы в рамках одной компании – транспортно-экспедиционной, что на практике чаще всего и происходит (за исключением агентов морских линий).

Процесс экспедирования контейнера в порту Новороссийска

Особенностью экспедирования в Новороссийске контейнерных грузов является:

  • участие большого количества сторон – таможенных и пограничных органов, администрации порта, морских линий, автомобильных или ж/д перевозчиков, стивидоров, тальманов;
  • интермодальная съема логистики экспедирования, когда груз перевозится по России в контейнере морской линии (контейнере международной перевозки) – причем оборудование после выгрузки необходимо доставить обратно в порт (возможно, в другой порт – по требованию владельца);
  • обеспечение доступа к грузу (в случае назначения процедуры таможенного досмотра, осмотра) со стороны таможенных органов, а также прохождение фитосанитарного или ветеринарного контроля (при необходимости).

Экспедирование контейнеров с грузами в Новороссийске при импорте начинается с момента фактической их доставки в порт. Работы включают в себя непосредственное выполнение процедур внутрипортового экспедирования, а также соблюдение импортных таможенных формальностей. Предваряются работы получением письменного или устного ответа на запрос грузовладельца о ставках на экспедирование в Новороссийске. Запрос содержит:

  • наименование и перечень особых свойств груза (опасный, скоропортящийся, негабаритный и т.д.);
  • возможность и необходимость перегрузки груза в порту (на терминале);
  • желательные сроки вывоза и срок время доставки;
  • объем грузовой партии (при регулярных отправках – предполагаемый объем каждой партии).

Внутрипортовое экспедирование в Новороссийске завершается вывозом с территории порта контейнера автомобильным или железнодорожным транспортом. По умолчанию считается, что перевозка автомобильным транспортом целесообразна при доставке на расстояние до 1500 – 2000 км. Следует помнить об ограничении на максимально допустимую нагрузку транспортного средства (особенно актуально при вывозе HT контейнеров).

Дополнительным требованием к экспедированию контейнерных грузов из Новороссийска может стать:

  • необходимость согласования маршрута движения транспортного средства с балансодержателями дорожной и придорожной инфраструктуры, муниципальными властями и ГИБДД РФ;
  • потребность в вооруженной охране (при транспортировке ценных грузов – бытовой техники, электроники и т.д.).

Грузовладельцу будет нелишним поинтересоваться, предусмотрел ли экспедитор в договоре с автомобильным перевозчиком ответственность последнего за возврат порожнего контейнера  в порт. По умолчанию морские линии предоставляют срок свободного пользования (демередж) – период, когда контейнер может находиться в пользовании грузовладельца без оплаты аренды. Этот период составляет у самых лояльных морских транспортных компаний до 28 дней. Однако по его истечении грузовладелец должен будет оплатить каждый день пользования оборудованием.

Таможня и экспедирование в Новороссийске

На этом момент следует особо остановиться, если вывоз с территории порта и доставка по РФ до склада получателя осуществляется таможенным перевозчиком – в этом случае стоимость грузоперевозки может быть в 2 – 2,5 раза выше, чем при отправке груза с обычным перевозчиком.

Экспедирование грузов по железной дороге из Новороссийска

Экспедирование грузов ж/д транспортом из Новороссийска начинается в момент погрузки грузов на платформу или в вагон (полувагон). Если погрузка осуществляется в вагон, то представитель ТЭК на месте обязан:

  • предварительно заключить договор с узловой железнодорожной станцией (депо) на ремонт, подготовку и подачу порожних вагонов в порт;
  • осмотреть груз, чтобы удостовериться в его состоянии;
  • осмотреть вагоны – и если это требуется, отказаться от их использования и затребовать другие, или ремонт уже поданных (самые частые неисправности: не герметичность крыши и поломки запорных устройств).

В случае отправки груза в контейнере, экспедитор организует и контролирует следующие работы:

  • перегрузку груза из контейнера морской линии в контейнер ж/д перевозчика;
  • по возможности – поиск «пары» для отправляемого контейнера (на платформе перевозится сразу 2 контейнера, если отправляется только один, то на каждой узловой станции ему может подыскиваться новая «пара», что делает транзитное время перевозки неопределенным);
  • согласует отправку груза в контейнере морской линии по железной дороге (если перегрузка не планируется; морские линии не очень охотно предоставляют свое оборудование для транспортировки по ж/д).

Вне зависимости от того, каким образом будет вывозиться груз, экспедитор всегда выполняется следующие работы при организации импорта:

  • организация грузовых работ в порту (оформление разнарядки на отгрузку груза, предъявление груза для таможенного оформления, организацию отгрузки товара конечному потребителю);
  • оформление транспортных и таможенных документов на вывоз груза из порта;
  • взаимодействие с агентом морской линии.