Морские контейнерные перевозки через Новороссийск осуществляются с прохождением через терминалы НУТЭП (ОАО «Новороссийское Узловое Транспортно-Экспедиционное Предприятие»), НЛЭ (ОАО «Новорослесэкспорт»), НМТП (ОАО «Новороссийский Морской Торговый Порт»). Считается, что наиболее простую технологию обслуживания контейнерных перевозок через Новороссийск предлагает НУТЭП. Терминал изначально планировался в качестве контейнерного, а потому оснащен новейшим перегрузочным оборудованием.
Особенностью международных морских контейнерных перевозок через Новороссийск является:
- возможность выбора обслуживающей морской контейнерной линии из NORASIA, CMA-CGM, MAERSK, ADMIRAL PIL, COSCO, CMA-CGM, MSC, ARKAS, ZIM NYK, China Shipping, OOCL, Hapag Lloyd,Yang Ming;
- определенная независимость от вида используемого транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской) с возможностью организации перевозки по бесперегрузочной технологии;
- ускорения доставки грузов, обеспечение их сохранности и экономия на транспортировку за счет применения облегченной тары и потребительской упаковки при размещении в большегрузных контейнерах унифицированных типоразмеров.
С практической точки зрения для обеспечения международных перевозок контейнеров морем через Новороссийск терминалы предлагают:
- НУТЭП – современное оборудование и портовую технику, электронный документооборот (включая получение релизов, оформление заявок на вывоз из порта) через программу РОЛИС;
- НЛЭ – развитию портовую инфраструктуру (однако терминал не специализируется только на контейнерах, перегружая еще и лес и сталь), бумажную технологию оформления документов;
- НМТП – компьютерную систему позиционирования морских контейнеров SOLVO.
Слабыми сторонами терминалов являются:
- НЛЭ – бумажная технология оформления документов (система документооборота самая сложная из трех терминалов);
- НМТП – слабое развитие контейнерной инфраструктуры (специализация терминала – обработка насыпных грузов и нефти), сбои в работе системы SOLVO, трудности с выставлением контейнеров для вывоза, МИДК и приемом порожних контейнеров из-за недостаточного количества складских площадей и техники.
Морские контейнеры в Новороссийске обрабатываются по стандартной схеме:
- с оформлением плановой, коммерческой и перевозочной документации;
- с перегрузкой с одного вида транспорта на другой по прямому варианту или через склад;
- с организацией завоза груза в контейнерах при экспорте на территорию порта и вывоза их при импорте автомобильным или железнодорожным транспортом.
До Новороссийска контейнер морем может быть доставлен из Стамбула, Констанцы (как портов трансшипмента на Черном море), из любого порта мира. Обычно через Новороссийск в Россию ввозятся контейнеры из стран Южной Европы (включая Италию, Испанию, Грецию, Францию и т.д.), Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной и Восточной Азии.
Маршрут оптимален, если получатель груза находится в регионах Южного или Центрального федеральных округов. Грузоперевозки на континент (Прага, Рим, Волгоград, Краснодар и др. города) проводятся в смешанном (мультимодальном) сообщении.
Условия и процедура ввоза груженых и порожних контейнеров в порт Новороссийска регулируются Таможенной конвенцией 1972 г. Конвенция также описывает порядок временного использования контейнеров, их допущения к перевозке под таможенными пломбами. С практической точки зрения, согласно указанной Конвенции, перевозчик обязан проследить, чтобы маркировка контейнера содержала следующие сведения:
- наименование страны – полностью или кодом;
- идентификационные данные владельца контейнера (или организации, его эксплуатирующей);
- массу тары самого контейнера, включая постоянное оборудование и приспособления.
К тому же, каждый контейнер, используемый в международных перевозках, может быть допущен к эксплуатации только при наличии классификационного решения согласно требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам.
Стоимость международных морских перевозок через Новороссийск
Стоимость (тариф) на перевозку контейнеров через Новороссийск морем складывается из основной (базовой) ставки фрахта (BAS), топливных надбавок (BAF), плат за терминальную обработку (THC), сборов за документы (DOCS). Так, цена терминальной обработки груза в контейнере рассчитывается исходя из условий котировки:
- FIFO (FreeIn / FreeOut) – стоимость погрузки/выгрузки на судно не включена в ставку фрахта;
- FILO (FreeIn / LinerOut) – фрахт включает платежи за разгрузку судна (перевозка морем + терминальная обработка в порту прибытия);
- LIFO (LinerIn / FreeOut) – фрахт включает стоимость погрузку в порту отправления;
- LILO (LinerIn / LinerOut) – погрузка контейнера на судно в порту отправления и разгрузка судна в порту назначения включены в размер фрахта.
Также на стоимость доставки контейнера влияют расходы на дополнительные работы: навешивание холодильной установки, зачистка контейнера после выгрузки груза и т.п.
На размер ставки за перевозку контейнера морем также влияет тип используемого оборудования. Доставка 40-футового контейнера дороже, чем 20-футового, аналогично – стоимость перевозки специализированного оборудования (например, Open Top, Heavy Tested и т.д.) выше, чем у универсального (Dry Container/Dry Van/General Purpose). Многие фирмы не имеют готовых прайс-листов на транспортировку тех же тяжелых контейнеров, только – универсальных (расчеты производятся по запросам).
Особую сложность представляет доставка рефрижераторов, рефконтейнеров (Reefer Container, RC) и контейнеров с повышенной – до 28 тонн – грузоподъемностью (HT, FR – Flat Rack). Как правило, большой разницы в отправке стандартных и HC (High Cube, с высотой 2591 мм против 2438) по стоимости нет.
Отправка грузового контейнера через Новороссийск
Из Новороссийска можно отправить как 20-футовый, так и 40-футовый контейнер. В практике международных морских перевозок обычно применяются 40ф контейнера, в то время как 20-ки широко распространены при автоперевозках.
Новороссийск с точки зрения технологии контейнерной грузоперевозки представляет собой терминал, связывающий магистральный вид транспорта морскую линию и подвозящий (в случае экспорта) или развозящий (при импорте) транспорт – автомобильный или железнодорожный.
Отправка контейнера морем до Новороссийска (и отсюда) предполагает привлечение агента морской линии и экспедитора (грузовладелец, как правило, контактирует непосредственно с экспедитором). Агент обеспечивает порожними контейнерами, отвечает за прием оборудования после разгрузки, принимает участие в организации погрузки-разгрузки и перегрузки морских судов. Именно агент отвечает за удовлетворительное состояние подаваемого под загрузку оборудования.
Экспедитор же решает следующие задачи:
- устраняет проблемы с вывозом контейнеров с морского порта г. Новороссийска;
- обеспечивает нахождение контейнера на территории России (при импорте) в рамках процедуры временного ввоза;
- организует возврат порожнего контейнера после доставки груза на склад получателя и выгрузки здесь в порт Новороссийска.
Экспедитор заключает договор с владельцем контейнера о своей ответственности за возврат оборудования. Также на экспедитора накладываются дополнительные обязанности, кроме контроля состояния груза, а именно: контроль процесса укладки таким образом, чтобы обеспечить сохранность самого груза и транспортного оборудования.
Например, если грузовладельцу не удалось разместить груз таким образом, чтобы центр его масс совпадал с центром масс самого контейнера, то экспедитор информирует об этом и перевозчика, и стивидора в порту отправления и назначения.
Перед загрузкой контейнера именно экспедитор удостоверяется в пригодности оборудования к перевозки груза, проверяя наличие табличек о допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности и о допущении оборудования к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами.
При передаче морского контейнера в Новороссийске для перевозки транспортной компании (перевозчику) экспедитор отдает вместе с оборудованием упаковочный лист и Свидетельство (сертификат) об укладке и креплении груза.