В Новороссийске по состоянию на 2011 год действовало 20 морских линий:
- Maersk Line, Seago Line, Safmarine – ЗАО «Маэрск»;
- Mediterranean Shipping Company (MSC) – филиал ООО «МШК Русь»;
- CMA CGM – филиал ООО «Си Эм Эй Си Джи Эм Русь»;
- Evergreen – субагент «ISL» (Integrated Shipping & Logistic);
- COSCO China Ocean Shipping Company – агент «Русская контейнерная компания»;
- HapagLloyd– агент ЗАО «Эконому»;
- APL American President Line – агент ЗАО «Эконому»;
- CSCL China Shipping Container Line – агент ООО «Чайна Шиппинг»;
- OOCL Orient Overseas Container Line – агент ЗАО «СовМорТранс»;
- Hamburg Sud – агент ЗАО «Эконому»;
- NYK Line Nippon Yusen Kaisha – агент ООО «НовоОриент Эйдженси»;
- Yang Ming – агент ООО «Транслинк-Новороссийск»;
- PIL Pacific International Line – агент ООО «Аркас-Раша»;
- ZIM – агент ООО «Зим Раша»;
- UASC United Arab Shipping Company – агент ООО «Формаг Лайнер Ново»;
- CSAV Norasia – Compañía Sud Americana de Vapores – агент ЗАО «Эконому» (более не работает под отдельным брендом, слияние с Hapag Lloyd);
- Arkas/EMES/Tarros – агент ООО «Аркас-Раша»;
- Admiral – агент ООО «Новороссийская Морская Контейнерная Компания»;
- FESCO Far East Shipping Company – ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»;
- HMM (Hyundai Merchant Marine) – субагент ООО «Трансконтейнер» (не путать с ОАО).
Однако в настоящее время ситуация изменилась. Начиная с 2014 года сервисы в Новороссийске закрыли следующие морские линии: PIL, Norasia, Hanjin, China Shipping. По слухам, планировали слияние: UASC, Admiral (с Turkon line), под вопросом FESCO (хотя на своем сайте они публикуют информацию о четырех сервисах на Новороссийск). Тем не менее, открываются и новые сервисы.
Так, 2 ноября 2016 года стало известно об открытии регулярного контейнерного сервиса в порт Новороссийск государственного оператора Cotunav (Тунис). Об этом сообщил ИАА «ПортНьюс» со ссылкой на компанию C-Shipping Ltd (линейный агент в Новороссийске, обеспечивающий здесь портовое агентирование и внутрипортовое экспедирование грузов Cotunav). Сервис представлен в следующей ротации портов: Сфакс (Тунис) – Новороссийск (Россия) – Стамбул (Турция) – Сфакс.
Судозаходы на терминал ОАО «Новорослесэкспорт» будут осуществляться каждые 14 дней, обслуживаются – все виды контейнеров (в первую очередь, рефрижераторные). Сервис был предложен по инициативе Cotunav, однако родился как следствие межправительственного соглашения между РФ и Тунисом. Он стал единственным прямым сервисом, соединяющим Тунис и РФ. Транзитное время между Новороссийском и Сфаксом – 6 дней. Основной грузопоток – фрукты, овощи, мороженая рыба. Для работы на сервисе зафрахтовано судно «Mehtap Bayraktar» дедвейтом 6 тысяч тонн.
Каждый год составляются рейтинги основных морских контейнерных линий, чьи суда заходят в порт Новороссийск. Например, экспертный рейтинг от Informall B.G. за 2012 год.
Как выбрать морскую контейнерную линию в Новороссийске?
Специалисты рекомендуют выбирать морскую контейнерную линию в Новороссийске, опираясь на следующие факторы.
География перевозок. Например, по Черному и Средиземному морям традиционно сильны предложения линий Arkas и Admiral, специализирующиеся на данном регионе и предлагающие дополнительные услуги, в том числе по организации наземных перевозок в Египте, Греции, Турции и некоторых других странах бассейнов Средиземноморского и Черного морей. Однако эти линии вообще или почти не представлены в Азии, Северной и Южной Америке и Австралии. А ограниченное количество собственного транспортного оборудования (контейнеров) предполагает высокую оборачиваемость контейнеров и, как следствие, высокую стоимость демереджа.
Для примера: Fesco Black Sea Far East Service – сервис морской линии FESCO по маршруту Новороссийск – Шанхай (Далянь, Пусан, Нингбо, Чивань, Порт Кланг), на Карачи (Пакистан) есть сервисы у линий APL, CSCL, Evergreen, Hamburg Sud, Hapag Lloyd, HMM, NYK, PIL, OOCL, UASC. На Мумбаи ходят суда MSC (долгое время лидер порта по грузообороту), на Стамбул – Arkas, в Констанцу заходят суда UFS, CSAV Norasia, на Дубай – HMM, MSC. Так или иначе, но можно отправить линейными сервисами грузы в российские порты Санкт-Петербурга, Сахалина, ДВ РФ (Владивосток, Магадин, Петропавловск-Камчатский), иностранные порты Любек, Гамбург, Циндао и др.
Демередж/детеншен – время свободного обращения контейнера в порту и на плече до склада получателя внутри страны (т.е. время, в течение которого грузополучатель или его экспедитор может пользоваться контейнером морской линии без дополнительных плат). Наилучшие условия по этому показателю предлагают обладатели обширных контейнерных парков, ведущие линии такие как MAERSK, CSAV Norasia, MSC, CMA CGM. При выборе предложения с ориентацией на минимальный тариф на морскую перевозку в первую очередь нужно уточнить продолжительность периода свободного обращения. Возможно, что совокупные траты не будут минимальными.
Уникальность предложения. Помимо указанного выше сервиса Cotunav, который является единственным прямым сервисом в сообщении между Россией и Тунисом, уникальный маршрут Новороссийск – Сочи – Новороссийск выполняется только российской компанией FESCO (регулярные перевозки между терминалами НУТЭП, НЛЭ и НМТП в Новороссийске и Имеретинским Портом в Сочи). Сюда же можно отнести такие предложения как возможность отправки длинномерных машин морским транспортом из порта Новороссийск – в Румынию, Болгарию, Турцию и другие страны.
Терминал захода судов контейнерной линии – здесь все достаточно просто:
- суда линий FESCO, ARKAS, MSC, а также HAPAG LLOYD и OOCL в рамках слотов на судах ARKAS заходят на терминал НЛЭ;
- суда FESCO, MAERSK, CMACGM и ADMIRAL, плюс CSAV NORASIA, PIL, NYK, Yang Ming и COSCO в рамках слотов на судах независимого фидера UFS – на терминал НУТЭП;
- FESCO и ZIM, и CHINA SHIPPING в рамках слотов на судах ZIM – НМТП.
Эти три терминала обслуживают весь контейнерооборот порта. Терминал может выбираться исходя из специфики работы, ценовой политики работающих здесь стивидорных компаний (при тарификации терминальной обработки, выставления контейнеров на досмотр, хранении и т.д.). Для стандартных сухих контейнеров разница в тарифах от терминала к терминалу невелика, а вот стоимость обработки опасных, скоропортящихся, негабаритных грузов может сильно отличаться.
Нередко «неудобный терминал» компенсируется низкой стоимостью фрахта. А если терминал «удобен», стоимость фрахта приемлема, то рекомендуют обратить внимание на величину сборов линий в порту (они могут быть необоснованно высокими). Более оперативная сводка по терминалам и линиям: http://arkas-russia.com/ru/karta-porta-novorossiyska.
Стоимость перевозки. Самое главное, чтобы смета на морскую перевозку не выходила за рамки планируемой суммы, например, в силу неучтенных особенностей котировки ставок линий и (или) наличия дополнительных сборов (CAF, BAF, WRS, GAC и др.)
Линии с коротким транзитным временем между нужными портами и минимальным количеством портов трансшипмента (в том числе факультативных портов захода) на маршруте следования предлагают, как правило, и лучшие условия по срочности грузоперевозки. Наилучшее решение для грузовладельца по срокам доставки – использование контейнерного сервиса с прямым заходом в порты погрузки и выгрузки. Например, линия ZIM предлагает такие сервисы по направлениям Новороссийск – Азия (океанский сервис обслуживается 10 контейнеровозами вместимостью каждый более 400 TEU).
Регулярный сервис может осуществляться и не на собственных судах линий (не имеют собственных судов, но имеют агентов в Новороссийске такие линии как PIL, Cosco, OOCL, Yang Ming, NYK Line, China Shipping и Hapag Lloyd). В этом случае перевозки осуществляются в рамках слотов на судах других линий. Работа по слотам накладывает ограничения на размеры и вес судовых партий от сторонних линий. Появляется риск нехватки места для погрузки. Это важно учитывать при определении объема отправки.
И, наконец, Customer Service, или удобство работы для клиента. Здесь речь идет о системе документооборота, предоставлении дополнительных услуг (в том числе по организации мультимодальных перевозок).