Отправка груза через морской порт Новороссийска осуществляется при участии администрации морского порта и внутрипортового экспедитора. Внутрипортовый экспедитор при отправке грузов через морской порт отвечает за оформление грузовых документов, осуществляет непосредственный контроль хода грузовых операций.
Однако с юридической точки зрения основным исполнителем транспортно-экспедиционных операций в порту является сам морской порт как юридическое лицо.
Ответственность порта при отправке груза морем через Новороссийск
Любой грузовладелец, выбирающий отправку морем через Новороссийск, заключает договор с морским портом. Порт несет ответственность за сохранность грузов, размещая их на закрытых складах или открытых площадках в зависимости от свойств.
Администрация порта также отвечает за недопущение смешивания грузов, следующих по разным накладным или коносаментам, размещения рядом несовместимых грузов (сельди и сахара, чая и табака и т.д.). Также администрация устанавливает правила и требования касательно складирования, хранения, выгрузки, погрузки грузов.
При отправке морем из Новороссийска морской порт несет ответственность в том случае, если грузу был причинён ущерб (недостача, поломка, порча, пересортица, утеря) вследствие несоблюдения действующих на транспорте правил о порядке складирования, хранения, перегрузки грузов или если по вине порта повреждена тара.
Порт обязан немедленно и за свой счет переадресовать груз в пути, если отправил его не в тот адрес. Если же груз уже прибыл в пункт назначения, то морской порт переотправляет его по месту назначения.
Наконец, за простои транспортных средств и транспортного оборудования (судов, железнодорожных вагонов и платформ, контейнеров, автомобилей) сверх установленных на погрузку/разгрузку норм времени несет ответственность также морской порт.
Ответственность грузовладельца при отправке грузов из Новороссийска морским транспортом
Если при отправке грузов из Новороссийска морскими судами грузу нанесен ущерб из-за длительного хранения по вине грузовладельца, то ответственность несет уже грузовладелец. Грузовладелец отвечает также за простои вагонов с грузами, завезенными в порт сверх плана (такая продукция не принимается на склады порта).
Простои транспорта (судов, вагонов) по причине несвоевременной выдачи порту поручений отгрузку, некомплектности документации, отсутствия указаний мест строповки, центров тяжести, инструкций по перегрузке для тяжеловесных и негабаритных грузов – также под ответственность грузовладельца.
Как отправить груз морем из Новороссийска
Отгрузка (отправка) груза морем из Новороссийска на экспорт происходит по следующей схеме.
Ж/д станции отправления принимают экспортные грузы в адрес припортовых станций только при наличии подтверждения от порта о приеме указанной продукции. Для получения таких подтверждений:
- грузоотправитель должен обратиться к начальнику ж/д станции отправления или в местное отделение железной дороги с заявкой на выделение платформ/вагонов;
- управление железной дорогой обобщает поступившие заявки и согласовывает их с морскими портами;
- на основании подтверждения порта о приеме экспортного груза управление железной дороге дает указание ж/д станции грузоотправителя о выдаче вагонов (платформ) под погрузку;
- если срок подачи заявки в управление пропущен, экспедитор может оказать содействие грузоотправителю в получении транспорта путем включения его в план дополнительного завоза.
На следующем этапе грузоотправитель предоставляет отгрузочную информацию экспедитору – при отгрузке по ж/д: дата отгрузки, наименование груза, его количество, номера железнодорожных накладных, номера контейнеров (вагонов или платформ), расчетное время прибытия на станцию назначения.
При отгрузке автомобилями: дата отгрузки, наименование груза, государственные номера транспортных средств, фамилии водителей, номера накладных, количество груза по каждой накладной, ожидаемая дата прибытия автомобиля с грузом.
Морской порт Новороссийска при международной отправке завозимого по железной дороге груза может затребовать от экспедитора предоставления гарантийного письма на оплату возможного простоя ж/д вагонов в ожидании разгрузки, если выгрузка грузов в порту может быть задержана из-за отсутствия судна (при прямом варианте перегрузки) или порожних контейнеров.
При отправке груза в порт Новороссийска автомобильным транспортом, экспедитор обязан по получению отгрузочной информации от отправителя оформить заявку на пропуск автомобиля с грузом в порт. Заявка оформляется в двух экземплярах. Если заявка не была оформлена вовремя, пропуск возможен по накладной, заверенной печатью экспедитора.
Непосредственной отправке груза через Новороссийск морем предшествует:
- передача экспедитором на терминал документов, необходимых для отгрузки товара на экспорт;
- получение терминалом инструкций по работе с экспортной продукцией;
- оформление поручения на отгрузку согласно инструкциям клиента.
Отправка может быть задержана ввиду занятости причала, неисправности погрузочных механизмов, наличия таможенных или карантинных ограничений.
Дальнейший процесс отправки грузов из Новороссийска морским путем контролируется портом:
- формирование судовой партии (экспедитору следует решить вопрос с организацией своевременной доставки груза на терминал: раннее прибытие приведет к дополнительным издержкам из-за превышения льготного периода хранения на терминале; позднее – может вызвать задержку судна);
- выгрузка на склад порта (экспедитор может присутствовать при комиссионной разгрузки – когда груз прибыл в поврежденном состоянии, а также в случаях приглашения независимых сюрвейеров, при выгрузке тяжеловесных/негабаритных грузов, при необходимости опломбирования контейнера экспедитором);
- перегрузка груза в контейнере (по инструкциям экспедитора);
- прием груза на склад порта (тальман заполняет тальманскую расписку, формирует на ее основе акт склада порта, являющийся официальным подтверждением факта выгрузки груза на склад и принятия его на ответственное хранение);
- передача экспедитору документов на груз – после приема на склад или загрузки контейнеров (документы нужны для организации беспрепятственной отгрузки груза на экспорт).
В целях защиты интересов клиента экспедитор может организовать сюрвейерский осмотр генерального груза:
- на условиях FAS – при выгрузке груза из транспорта на склад порта;
- на условиях FOB, CIF, CIP– при погрузке морского судна.
По результатам осмотра экспедитор передает клиенту (отправителю) сюрвейерский отчет. В порту перед отправкой экспедитор:
- оформляет экспортное поручение на отгрузку груза – поручение является разнарядкой (указанием порту об отгрузке определенной партии товара на определенное судно), основанием для взаиморасчетов экспедитор – порт, инструкцией для составления предварительного грузового плана судна;
- взаимодействует с агентом морской линии – предоставление агенту инструкции по изданию коносамента и других необходимых документов, получение их проформ (проектов) и согласование с клиентом, получение нотиса о готовности судна к погрузке;
- проверяет включение груза в грузовой план у судового агента, наличие документов на груз на складе порта;
- осматривает (вместе со стивидором и представителем судовой администрации) грузовые помещения судна – при невозможности погрузки составляет акт с указанием мер по устранению неполадок.
Экспедитор предоставляет клиенту информацию о точном времени отхода судна, окончания грузовых операций. Также экспедитор при отправке груза из Новороссийска оформляет штурманские расписки, коносаменты, приложения к ним (сопроводительные сертификаты), отгрузочные спецификации (упаковочные листы) и прочие документы.
Экспедитор принимает от судового агента после подписания капитаном судна коносаменты (те оригиналы, которые не отправляются судовой почтой, а также их копии и копии грузовых манифестов в количестве, оговоренном отправителем в инструкциях), заверенную судовой печатью капитанскую расписку. Отгрузочные документы могут быть высланы клиенту заказным письмом или переданы после оплаты всех работ по перегрузке груза.
Экспедитор готовит пакет товаросопроводительных документов вместе с грузом или курьерской службой. Здесь важно четко и правильно указать реквизиты получателя: наименование организации, адрес, телефон, ФИО должностного лица.
По отбытию судна экспедитор убеждается в отправке судовой почты, узнает предполагаемую дату прибытия судна в порт назначения, проверяет грузовые документы и отправляет их клиенту вместе с официальным извещением об отгрузке.
Стоимость отправки груза из Новороссийска по морю
При отправке грузов из порта Новороссийска применяются тарифы на линейные суда, учитывающие расходы на проведение погрузо-разгрузочных работ и обработку сборных грузов. В практике международных перевозок принято выделять несколько типов операторов с разными линейными тарифами:
- совместные линии;
- линейные фрахтовые конференции;
- независимые операторы (аутсайдер).
Конференции предлагают высокий уровень сервиса при высоких ставках, аутсайдеры – на 15 – 45% меньшие тарифы при менее качественном обслуживании: меньшая частота отхода судов, неритмичные отправки контейнерами.
Базовыми ставками считаются тарифы линейных конференций – относительно них при отправке через Новороссийск рассчитываются скидки и надбавки. В практике перевозок расчеты могут выполняться (для генеральных грузов):
- по весовой тарифной единице (обозначается литерой «M») – если объем 1 т груза меньше 1 кубометра;
- по объемной тарифной единице («W») – если объем 1 т груза больше 1 кубометра;
- со свободой выбора способа расчета для перевозчика («W/M») – такую тарифную единицу называют фрахтовой тонной (freightton) или доходной тонной (revenueton– RT), применяется чаще всего;
- по стоимости груза (advaleremfreight) – 1 – 3% стоимости товаров;
- за единицу товара (unitfreight);
- по погонным метрам трюмного настила или палубы (например, для перевозки автопоездов на пароме);
- за перевозку единицы транспортных средств (автопоезд длиной 18 м, 20-футовый контейнер).
Надбавки к тарифам учитывают особые условия перевозки опасных, тяжеловесных и негабаритных грузов, предоставление грузовладельцу права на выбор порта выгрузки и его изменения во время доставки. Для линейных судов применяются бункерные надбавки (bunker adjustment factors – BAF), компенсирующие сезонные или непредвиденные повышение цен на топливо. Также существуют валютные надбавки.
Скидки предоставляются, как правило, только при регулярных отправках грузов судами данной линии. Сюда можно отнести систему отсроченных скидок (differed rebates), контрактные скидки (contract rebates). Первые предоставляются при достаточном длительном пользовании услугами конференции – в форме возврата части платежа. Вторые – сразу при расчетах, обычно ниже первых.
Также существует система двойных ставок (dual rate system), когда постоянный грузоотправитель на основе специального соглашения оплачивает перевозку по сниженным (на 5 – 10%) ставкам. Экспедиторы, как правило, имеют устойчивые грузопотоки, а потому могут предложить своим клиентам сниженные по сравнению со свободным рынком ставки.
Наконец, существуют и широко применяются при контейнерных перевозках тарифы срочного линейного судоходства, когда линии гарантируют доставку контейнеров с точностью до 1 суток. В большинстве случаев речь идет об аккордных ставках за перевозку 20- и 40-футовых контейнеров вне зависимости от класса погруженных в него грузов (freight all kinds – FAK).
При отправке контейнера из Новороссийска важно определить плату за загрузку:
- LCL/LCL (lesscontainerload/lesscontainerload) – загрузка и разгрузка контейнера осуществляется перевозчиком на его терминале;
- LCL/FCL (lesscontainerload/fullcontainerload) – загружает контейнер перевозчик, выгружает – получатель;
- FCL/LCL (fullcontainerload /lesscontainerload) – грузоотправитель сдает перевозчику уже загруженный контейнер, перевозчик освобождает оборудование в порту назначения и сдает груз получателю отдельными грузовыми местами;
- FCL/FCL (fullcontainerload/ fullcontainerload) – перевозчик принимает и сдает контейнер груженым.
Разница в тарифе между LCL/LCL и LCL/FCL обычно составляет до 10%.