Контейнерные перевозки морским транспортом из Турции осуществляются с ввозом через порты Юга России: Новороссийск, Таганрог, Азов, или Северо-Запада: Санкт-Петербург, Усть-Луга. Морские контейнерные перевозки из Турции в Россию выполняются с отправлением из портов Стамбула, Гемлика, Измира. Основной порт отправления – Амбарли (недалеко от Стамбула), с терминалами Марпорт, Мардаш, Кумпорт.
Амбарли является крупнейшим морским терминалом Турции, однако груз может быть отправлен также через Измир (Эгейское море), Мерсин (Средиземное море) и Хайдарпаша. В свое время эти контейнерные терминалы принадлежали TCDD (государственным железным дорогам Турецкой Республики), однако несколько лет назад были приватизированы и переданы в концессии. И Мерсин, и Измир оснащены мобильными кранами, транстейнерами, ричстакерами, контейнерными перегружателями.
Доставка контейнеров из Турции морским транспортом осуществляется, как правило, с отправлением с контейнерных терминалов Мраморного моря (около 60% мощностей по переработке контейнеров). Через контейнерные терминалы Мраморного моря осуществляется доставка контейнеров из Турции с турецкими промышленными товарами (основным индустриальным регионом страны является Стамбул и район Измитского залива). Через турецкие порты в Россию могут следовать транзитные грузы из стран Азии, Европы, Америки, Африки. Конкуренцию турецким контейнерным терминалам здесь составляют египетский порт Дамьетта, Марсашлок на Мальте и Джоя Тауро в Италии.
Цены на международные морские контейнерные перевозки из Турции
Тарифы на перевозку контейнеров морем из Турции в Новороссийск – порядка 400 USD за 20 футовый контейнер (ставка морской линии на условиях FIFO), не считая экспортных (~500$) и импортных (~600$) операций. Тарифы на доставку морского контейнера из Турции в Новороссийск могут изменяться от порта к порту и в зависимости от сезона года.
Цена доставки контейнера из Турции в Россию через Новороссийск в стандартном 20-футовом контейнере (20’GP) – около 400 долларов, 40-футового контейнера (40’GP/HC) – 600 долларов, 45-футового – 950. 40’REF – 1500 – 1900 при отправке из Стамбула. Контейнер из Измира в Новороссийск доставить дороже: 20’GP – 750 USD, 40’GP (HC) – 1000 (1100), 20’REF – около 1200, 40’REF – от 1550 – 1900 при отправке из Стамбула. Из Анкары до Новороссийска контейнер дойдет за 1100 (в случае 20-футового) или 1500 (40-а) долларов.
Таможенное оформление прибывших грузов в Новороссийске проходит на постах Новороссийской (или Балтийской/Кингисеппской) таможни в срок 1 – 2 дня с момента подачи таможенной декларации. Транзитное время морской контейнерной перевозки из Турции в Новороссийск составляет порядка 2 – 3 дней, в СПб/Усть-Лугу – 20 – 21 суток.
Морские линии из Турции в Россию
Контейнерные перевозки до Турции выполняются на судах морских линий MSC, CMA CGM, ZIM, CSAV, HAPAG-LLOYD, MSC, OOCL и др. Фидерные суда из Турции берут на борт контейнеры любых размеров: 20-, 40-, 45- и 48-футовые, типов HC, HCPW, DV, RC и др. При затарке контейнера необходимо учитывать его совместимость с конструкцией фидерного судна по размерам (габаритам), типу, допустимому весу контейнерного ряда (если отгружается большая партия).
Для перевозки скоропортящихся грузов используются рефрижераторные (с морозильными установками) контейнеры (RC). При выборе контейнерного судна необходимо учитывать не только габариты контейнера, но и наличие на судне установок для подключения рефрижератора. Используемая фидерная система перевозок при доставке грузов через порты Турции позволяет доставлять товары по схеме от двери до двери (door to door) по любым маршрутам, в том числе с заходом в порты Таганрога и Азова.
Специфика морских перевозок контейнеров из Турции
В контейнерах из Турции в Россию могут доставляться мебель, одежда, обувь, автозапчасти и комплектующие, автомобильные шины, средства бытовой и промышленной химии (в том числе в танк-контейнерах, TC), детские игрушки, электроника и бытовая техники, промышленное, медицинское, газовое и прочих видов оборудование и т.д. Морские контейнерные перевозки из Турции являются, как правило, частью смешанной (мультимодальной) доставки с участием железнодорожного и (или) автомобильного транспорта.
Перевозка контейнеров морским транспортом через Турцию всегда носит характер фидерной грузоперевозки: судном океанской линии контейнер доставляется в один из портов-хабов Турции (обычно Стамбул) и далее фидером отправляется в Новороссийск (Таганрог, Азов). При грузоперевозках контейнеров через порты Юга РФ портами трансшипмента могут выступать румынская Констанца, Марсашлок на Мальте и Дамьетта в Египте.
Грузоперевозки контейнеров морским транспортом из Турции со скоропортящейся продукцией проводятся в контейнерах-рефрижераторах, чья охладительная установка присоединяется к электросети судна. Тяжеловесные и негабаритные объекты (оборудование, трубы, строительные конструкции и элементы и т.д.) на время морской грузоперевозки из Турции размещаются в контейнерах с открытым верхом (OT), на платформах (Platform) или контейнерах повышенной грузоподъемности (HT) или объема (HC, PW, HCPW).
Для доставки морским транспортом из Турции одежды, обуви, бытовой техники и широкого перечня товаров народного потребления (ТНП) используются стандартные 20- и 40-футовые контейнеры. Как правило, фидерные суда не оборудованы погрузо-разгрузочными механизмами (хотя на них могут устанавливаться козловые краны), а стоимость погрузки (разгрузки) в портах отправления и назначения может как включаться в величину фрахта, так и считаться отдельно.
Контейнерная перевозка морем из Турции через Черное море в порт Новороссийска, Азова или Таганрога осуществляется, как правило, без захода в другие порты, однако существуют рейсы с маршрутом через Констанцу, Одессу и другие черноморские порты. Контейнерная доставка морем из Турции по прямому варианту занимает от 2 – 3 дней, с заходом в транзитные порты – до недели и более.