Грузы из Турции в Россию морем доставляются на судах морских, фидерных линий через Санкт-Петербург, Усть-Лугу, Новороссийск, Таганрог, Азов. Грузы морем из Турции могут быть также доставлены паромами: из Стамбула в Новороссийск (грузовой паром) или из Трабзона в Сочи (грузопассажирский). Морским транспортом грузы отправляются обычно в универсальных или специализированных 20- и 40-футовых контейнерах, реже используются 45- и 48-футовые контейнеры.
Доставка грузом из Турции морем через Новороссийск до регионов Центральной России занимает порядка 14 суток, через СПб – 27 – 28 дней. Доставка морем из Турции через Новороссийск будет стоить около 2000 – 2500 долларов США, через Санкт-Петербург (или Усть-Лугу) – до 3200 – 3300, не считая сухопутного плеча. Стоимость транспортировки контейнера на ж/д контейнерной платформе из Новороссийска до Москвы, к примеру, стоит ориентировочно 60 – 65 тысяч рублей за 20’ и 110 – 115 – за 40’.
Морские перевозки из Турции в Россию осуществляются из черноморских, средиземноморских портов Турции и портов Мраморного моря и Измитского залива, причем до 60% отправлений идет именно из портов Мраморного моря (Стамбул, Гемлик). При морской перевозке из Турции из портов Средиземного моря (крупнейший – Измир) возникают дополнительные затраты на прохождение Босфора и Дарданелл (так называемый маячный сбор, фактически – за лоцманскую проводку через проливы).
Морские перевозки грузов из Турции остаются самым дешевым вариантом доставки товаров в Россию: стоимость доставки контейнера через Новороссийск в МСК достигает 4000 – 5500 долларов, но это все равно меньше, чем автотранспортом (по маршруту Стамбул – Трабзон – Сочи – Москва цена грузоперевозки достигает уже 6800 – 7000$). Перевозки товаров из Турции в Россию морем через Новороссийск занимают 12 – 14 дней против 10 – 12 – автомобильным транспортом и 14 – 16 по железной дороге.
Перевозка морским транспортом из Турции грузов в небольших объемах выполняется в режиме сборного груза (LCL) и обойдется в 100 – 120 долларов за кубометр (автомобильным транспортом – 160 – 300). Перевозка морским транспортом из Турции грузов объемом от 10 кубометров и весом от 5 – 7 тонн, как правило, выгоднее целым контейнером (не используя полностью его вместимость и грузоподъемность), т.к. стоимость доставки будет одна и та же, а на формирование сборной партии уйдет еще порядка 2 – 3 суток.
Морской фрахт из Турции
Услуги по фрахту из Турции оказывают транспортно-экспедиционные компании, взаимодействующие напрямую или через агентов с морскими и фидерными линиями. Напрямую выкупить морской фрахт из Турции в Россию у линии не получится, т.к. это крупная компания, реализующая сразу большой объем грузовместимости (дедвейта) судна. Основные контейнерные линии, суда которых работают на направлениях Турция – Россия: MSC, ZIM, Arkas, Maersk, Norasia, Admiral, UFS.
Возможен также фрахт судна сухогруза из России в Турцию (для перевозки насыпных и навалочных грузов – строительных материалов, зерна, ячменя и других сельскохозяйственных культур, угля и т.п.). Строительные и отделочные материалы, товары народного потребления, продукты питания (включая фрукты и овощи) из Турции в Россию могут доставляться морем в контейнерах (в том числе специализированных – рефрижераторах, Reefer Container), фурами (на паромах), на сухогрузах навалом.
Ставки фрахта из Турции в Санкт-Петербург, Ейск, Азов, Таганрог, Усть-Лугу, Новороссийск регулярно меняются, «голые» (без терминальных сборов) ставки по основным направлениям: 400$ - за 20-футовый контейнер на Новороссийск, 600 – за 40’, через СПб – 800 и 1100 соответственно. Ставки фрахта из Турции на перевозку скоропортящихся грузов в контейнерах рефрижераторах выше на 10 – 20%. Использование специализированных контейнеров (OT, HT, HCPW, TC и т.д.) обойдется дороже, чем стандартных.
Чтобы зафрахтовать судно из Турции в Петербург, Новороссийск необходимо оформить заявку (букинг), с указанием веса, объема, габаритов, характеристик груза. Также следует указать на степень и характер опасности груза (при наличии таковой), габаритный или негабаритный объект, объявить сроки доставки, место отправления и назначения. Величина фрахта перевозки из Турции складывается из обязательных платежей (вознаграждение транспортной компании, перевозчику) и обязательных дополнительных (надбавка за топливо, терминальные сборы, оформление документов) и дополнительных услуг.
Доставка из Турции в РФ морем
Доставка из Турции в РФ морем и в обратном направлении осуществляется с отправлением из следующих портов:
- порт Эрегли – для доставки из России в Турцию морем таких грузов как черные и цветные металлы, руды на один из 2-х металлургических комбинатов вблизи, в наличии 5 тысяч квадратных метров для открытого хранения прибывшей продукции;
- Хопа – обрабатывает генеральные грузы, нефть и руду: площадь закрытых хранилищ – около 29 тыс. кв. м, 10 береговых кранов грузоподъемностью до 25 тонн каждый (подходит для организации морской перевозки из Турции через Черное море);
- Трабзон – для морской доставки из Турции и в Турцию с зерна, руды, обеспечивает транзит в Иран: площадь крытых складов свыше 90 тыс. кв. м, зерновые хранилища вмещают до 100 тыс. т продукции, под открытым небом размещается до 3 млн т грузов;
- порт Самсун (крупнейший на Черном море) – перевозка морем из Турции металлпроката, генеральных грузов, железной руды: 30 береговых кранов грузоподъемностью до 30 тонн каждый, 2 конвейерные линии для приемки контейнеровозов и обработки контейнеров, 4 пакгауза складов и закрытых хранилищ (общая площадь 13,9 тыс. кв. м), зерновые хранилища рассчитаны на размещение 34 000 т зерна, имеется терминал для обработки балкеров;
- порт Искендерон – для доставки морским транспортом из Турции и в Турцию нефтепродуктов, цемента, сахара, машин, руды, хрома, железа, хлопка, зерна, цитрусовых: в наличии плавучие и береговые краны, площадки для открытого хранения грузов (246 тыс. кв. м), крытые склады (18 тыс. кв. м), элеватор на 20 тыс. т, нефтехранилище на 600 тыс. кубометров;
- порт Измир – на импорт принимает генеральные грузы, нефтепродукты, промышленное оборудование, на экспорт отправляет сельскохозяйственную продукцию, табак: общая площадь складов – 3,9 кв. км, для открытого хранения морских грузов – 9,8 кв. км, хранилище горючего рассчитано на 105 тыс. кубометров, размещены ролкерный и контейнерный терминалы, 5 слипов для подъема судов водоизмещением до 2000 т;
- порт Бандырма – здесь ввозятся лес, цемент, промышленные изделия, вывозятся железная руда, хром, сельскохозяйственные продукты, серная кислота, обрабатываются транзитные грузы (порт используется при доставке грузов из Турции морским транспортом в Россию и другие страны);
- порт Стамбул – любые грузы для морской перевозки из Турции в Россию.
Для доставки негабаритных грузов из Турции в Россию используются паромы (накатные грузы), контейнеры Flat Rack (FR – открытая площадка), Open Top (OT – с открытым верхом). Негабаритные и тяжеловесные объекты также могут отправляться как генеральные грузы. Доставка грузов морским судном из портов Турции до портов России в большинстве случаев осуществляется именно в контейнерах – это наиболее удобный способ обработки грузов для компаний, которые занимаются морскими перевозками из Турции через Черное море или до Санкт-Петербурга.
Грузоперевозка морским транспортом из Турции
1 – 3 суток (1 день и 9 часов из Стамбула, 2 дня и 5 часов из Измира, 1 день и 12 часов из Гемлика) – это транзитное время грузоперевозки морем из Турции в Новороссийск. Сюда не включены затраты времени на обеспечение морской грузоперевозки из Турции:
- на подачу контейнера из контейнерного ярда (пула) на склад отправителя;
- погрузку, разгрузку судна;
- ожидание в порту отправления;
- оформление документов на груз (контейнер);
- затамаживание на турецкой и растаможка на российской таможне;
- процедуру получения товара;
- подачу транспорта в порт и вывоз груза из порта с последующей транспортировкой получателю в регионы.
Примерный срок доставки из Турции с учетом выполнения всех указанных выше операций может достигать 7 – 10 суток в случае морской грузоперевозки, 12 – 14 суток – при автомобильной.
Протяженность морского маршрута из Турции (из Стамбула) в порт Новороссийск составляет 865 км (или 537,5 морские мили). Маршрут проходится судном морской линии за 1 день и 9 часов, однако обратный путь может занять большее время – проход через проливы Босфор и Дарданеллы организован по реверсивной схеме: в зависимости от времени прибытия, судно может оказаться вынуждено ожидать до 12 часов, пока не будет сменено направление движения. Впрочем, это касается скорее трамповых судов, танкеров, чем регулярных (линейных).
Для доставки сборных, в том числе попутных грузов из Турции используются стандартные 20-футовые контейнеры (GP – General Purpose, или DC/DV – Dry Container/Van). Альтернативой контейнерам являются обычные тентованные еврофуры кубатурой 82 куб. м (напомним, в 20’ помещается 33 кубометра грузов). Их транспортировка в Россию выполняется на паромах или по сухопутному маршруту (через Грузию или Европу).
Предварительный расчет морской перевозки из Турции всегда носит приблизительный характер, т.к. ставки фрахта могут меняться со временем и всегда меняются дополнительные платежи от месяца к месяцу. То же самое справедливо в отношении паромных перевозок из Турции в Сочи и Новороссийск по морю.
Документы для перевозки грузов морем из Турции
Перевозка автомобилей, строительной техники, одежды, обуви, оборудования и других товаров предполагает оформление целого пакета документов, включая упаковочные листы (при отправлении сборных и попутных грузов), коносаменты, грузовые манифесты, таможенные декларации, сертификаты и декларации соответствия на товар (для целей таможенного контроля). Стоимость оформления таможенной декларации в портах СПб и Новороссийска колеблется от 7 до 30 тысяч рублей за каждый лист, оформление транспортных документов закладывается в величину дополнительных платежей при отправке груза.