Чистый коносамент

Чистый бортовой коносамент (clean on board bill of lading) – коносамент без дополнительных оговорок и отметок о принятии груза на борт в поврежденном состоянии. Чистый бортовой коносамент не содержит пометок о том, при визуальном осмотре были обнаружены повреждения груза или упаковки. Получение поставщиком полной суммы за проданный товар по условиям аккредитива возможно только по факту представления в банк чистого коносамента.

В чистом (clean) коносаменте обычно указывается, что полученный товар находится во внешне (аpparent) хорошем состоянии. Чистому бортовому коносаменту противопоставляют выписку грязного b/l. Грязный коносамент (или коносамент с оговорками, claused, foul) содержит прямое указание на наличие дефектов у груза или упаковки (тары). Банк может принять и грязный коносамент, когда в условиях документарного аккредитива указываются допускаемые оговорки и пометки.

Понятие чистого бортового коносамента возникло вследствие того, что грузополучатель не может фактически проверить состояние груза или упаковки в месте отправления (в порту отбытия). В практике международных морских перевозок широкое распространение получили линейные коносаменты clean on board – перевозчик не делает замечаний, не выставляет по количеству и качеству грузов никаких претензий.

Грузоотправитель, заинтересованный в получении линейного clean on board bill of lading, может предложить в обмен на комплект чистых коносаментов гарантийное письмо (letter of indemnity, back letter). В гарантийном письме отправитель обязуется возместить перевозчику убытки, которые могут возникнуть при сдаче груза получателю.

Различают чистые бортовые (shipped on board bill of lading) и небортовые (received for shipment) коносаменты. В бортовых указывается «погружен в хорошем состоянии таким-то лицом на борт такого-то судна», в небортовых (на принятые к перевозке грузы) – «получен в хорошем состоянии от такого-то лица для отгрузки на борт такого-то судна». Дата чистого бортового коносамента значит фактическую дату погрузки груза на судно.