Перевозка негабаритных грузов из Европы в регионы Поволжья, Юга и Центра РФ может осуществляться как морем (преимущественно через Новороссийск), так и автомобильным или железнодорожным транспортом (через Украину или Белоруссию). Для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов из Европы могут использоваться специализированные контейнеры с открытым верхом (OT), увеличенной высоты (HC), повышенной грузоподъемности (HT) или платформы (Platform или FR).
Автомобильным транспортом крупногабаритные и тяжеловесные грузы из Европы отправляются на низкорамных тралах и прицепах и полуприцепах-тяжеловозах (повышенной грузоподъёмности). Для сверхгабаритных (сверхтяжелых) грузов могут использоваться модульные полуприцепы, состоящие из отдельных сегментов и наращиваемые по длине по необходимости. Маршрут следования автотранспортом с длинномерным или тяжеловесным грузом должен быть предварительно согласован с балансодержателями дорожной и придорожной инфраструктуры в странах отправления, транзита и назначения.
В Европе на автомобильном транспорте груз признается негабаритным, если по ширине вместе с транспортным средством он занимает большее 2,5 – 2,6 м, по длине – 12 – 12,4 (для грузовиков) и 12,5 – 16 (для грузовиков с прицепом), 16 – 20 (для седельных тягачей), 18 – 24 (для автопоездов) м. Тяжеловесным будет считаться груз, если общая масса его вместе с транспортом будет превышать 32 – 43 (для четырехосного грузовика/автопоезда), 24 – 36 (для трехосного) и 16 – 26 (для двухосного) т. Предельные значения в отдельных странах Европы устанавливаются разными. Также существуют ограничения по нагрузке на оси.
Указанные ограничения превышаются следующими видами грузов:
- производственным, химическим, промышленным и технологическим оборудованием, конвейерными линиями, сложным медицинским оборудованием;
- сельскохозяйственной, строительной, дорожной и другой специализированной техникой;
- башнями, котлами, нагревателями, турбинами, реакторами, генераторами и другими объектами энергетики и отопления;
- строительными конструкциями и готовыми строительными блоками (модулями);
- катерами, яхтами и транспортными средствами всех видов транспорта (локомотивами, вагонами, грузовиками и т.д.);
- крупногабаритными трубами, спортивным инвентарем и т.д.
Если негабаритный (крупногабаритный) груз из Европы доставляется в разобранном виде, то производитель (поставщик) должен сопроводить его подробными чертежами и схемами сборки – эти документы потребуются на этапе таможенного оформления. Также могут понадобиться спецификации, чертежи и техническое описание перевозимых конструкций. Вся документация должна быть переведена на русский язык. При ввозе некоторых видов технологического и медицинского оборудования предусмотрено освобождение от уплаты косвенных налогов (НДС).
Перед автомобильной перевозкой негабаритных и тяжеловесных грузов из Европы обследуется маршрут движения транспортного средства – для оценки наличия на пути следования линий электропередач, путепроводов, железнодорожных переездов, мостов, акведуков, трубопроводов и прочих инженерных систем. Также потребуется согласование маршрута движения с дорожными службами и дорожной полицией, при необходимости – выделение машин сопровождения и прикрытия.
Перевозка негабаритных грузов из Европы требует использования специальной погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчиков, портальных и козловых кранов повышенной грузоподъемности), специализированного подвижного состава. Также требуется оформление разрешительной документации, стоимость получения которой варьируется от 500 евро (в Германии) до 3000 евро (Италия). Срок изготовления разрешительных документов составляет 2 – 4 недели.
Морские перевозки негабаритных грузов из Европы
Самоходные негабаритные (тяжеловесные) грузы из Европы могут доставляться по технологии ро-ро (Roll On/Roll Off) – грузы помещаются в трюм или на палубу на время морской перевозки. Несамоходные крупногабаритные и тяжеловесные грузы доставляются по методу Roll Mafi Trailer, с установкой на ролл или мафи трейлер. После установки груза на такую площадку остается только вкатить (и выкатить по прибытии) на судно ро-ро. В Новороссийске имеется ро-ро терминал.
Контейнеры при негабаритных и тяжеловесных грузоперевозках из Европы используются в случае отправки оборудования или спецтехники, конструкция которых позволяет целиком или в разобранном виде поместить груз (или его части) в универсальный или специализированный контейнер. Обычно применяются стандартные 20- и 40-футовые контейнеры, а также контейнеры-платформы (Flat Rack). Последние представляю собой платформу (днище контейнера) без стенок и верха, что позволяет размещать на них грузы, негабаритные по высоте, ширине и (или) длине.
Наконец, крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз может быть доставлен в Россию балкерным методом (Break Bulk). Такой вариант доставки предлагают в том числе и крупные морские контейнерные линии. Негабаритный груз погружается на судно краном, а для его размещения непосредственно на палубе (или в трюме) собирается площадка из нескольких 40’Flat Rack.