Коносамент: понятие, содержание, особенности

Морские коносаменты используются в перевозках уже очень давно. Их первая унификация проведена в первой половине XX века: впервые в Международной Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г (Convention internationale pour l’unification de certaines regles en matiere de connaissement) – Гаагские правила.

23.02.1968 принят протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 (Protocol to amend the International convention for the unification of certain rules of law relating to bills of landing) – Правила Висби, Гаагско-Висбийские правила. Государства, официально присоединившиеся к Протоколу, толкуют Протокол и Конвенцию вместе как единый документ. Принявшая Протокол сторона не обязана применять его положения в отношении коносаментов, выданных в государстве – стороне Конвенции, но не Протокола.

21 декабря 1979 г принят Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г, измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г (Protocol amending the International convention for the unification of certain rules of law relating to bills of landing, as amended by the Protocol of 23 February 1968). Российская Федерация в 1999 году присоединилась к Гаагско-Висбийским правилам.

Что такое коносамент (bill of landing)?

Коносамент (bill of landing) – это основной документ на морском транспорте, составляемый на основе погрузочного ордера и штурманской расписки. Коносамент является:

  • договором морской перевозки между грузоотправителем и морской линией (перевозчиком);
  • распиской перевозчика в принятии груза на борт судна (в день погрузки на коносаменте ставится штемпель «Фактически погружено на борт»);
  • свидетельством права собственности на груз (может продаваться и покупаться – в этом случае говорят о коносаменте, как о товарораспорядительном документе или, что коносамент используется, как ценная бумага).

С юридической точки зрения согласно Гаагским правилам коносамент удостоверяет договор морской перевозки и содержит его условия, является основанием для морской перевозки, регулирует отношения между держателем  и перевозчиком. Термин «договор перевозки» применяется и к коносаменту.

Согласно Гаагско-Висбийским правилам коносамент приобретает доказательную силу (в том числе, если передан третьей стороне). Протокол об изменения Конвенции от 1979 года не касался напрямую функций, содержания и определения коносамента. Коносаменты бывают необорачиваемыми, именными, домашними, мастер, линейными, чистыми, оборотными, FIATA, на предъявителя, фидерными, индоссируемыми, сквозными, групповыми, в краткой форме, NVOCC

Как выглядит коносамент?

Содержание коносамента определяется Гамбургскими правилами, однако его форма у разных линий отличается. На лицевой стороне документа указываются обязательные реквизиты коносамента: наименование и местонахождение (юридический адрес) перевозчика, наименование отправителя и получателя, пункты отправления и назначения, название судна, сведения о грузе (из штурманской расписки), информация о внешнем состоянии груза, место оплаты фрахта.

На лицевой сторону вписывается возможность или необходимость перевозки груза на палубе, адрес организации, которая получает приказ от покупателя о передаче груза и распоряжении им. На лицевой стороне коносамента указывается его вид, место и дата его выписки, количество оригиналов, подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

На обратной стороне – единые для всех грузовладельцев условия. Коносамент может быть оформлен экспедитором или грузоотправителем на бланке перевозчика, перевозчиком – на основе инструкций отправителя. Оборотная сторона коносамента содержит следующие сведения: определение понятий «перевозчик», «груз», «тара», «грузовладелец», «перевозка», «Гаагские правила» или «Правила Гаага-Висби» и др. стандартные сведения и термины.

Партии груза, оформленной по коносаменту, присваивается индивидуальный буквенно-цифровой индекс, информация в самом коносаменте должна соответствовать данным букирования груза на судно. В документе указываются и все важные условия перевозки: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, арбитраж, применимое право. Условия использования коносамента таковы, что действителен он только при наличии оригинала.

Коносамент и другие документы

Коносамент составляется на основе сведений погрузочного ордера – письменного предложения перевозчику заключить договор перевозки, в рамках которого коносамент станет письменным доказательством заключения договора. Из погрузочного ордера заполняются следующие сведения (согласно КТМ РФ): наименования отправителя и получателя, наименование порта выгрузки, сведения о грузе и его внешнем виде, информация о размере фрахта.

Штурманская расписка является акцептом ордера, подписанным капитаном судна. Штурманская расписка подтверждает прием груза на борт, не является товарораспорядительным документом (ценной бумагой), и, если выпускается без замечаний администрации судна по состоянию и количеству груза, обменивается грузоотправителем на коносамент.

Коносамент используется при ведении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вместе с другими документами: инвойсами, складскими расписками.

Коносаменты в России

Правовое регулирование перевозок по коносаментам в Российской Федерации осуществляется на основании положений Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Кодекса торгового мореплавания (КТМ РФ), а также Международных Конвенций и договоров, являющихся частью национального законодательства России. Отдельного закона о коносаментах в России нет.

Согласно ст. 143 ГК РФ коносамент относится к ценным бумагам, на него распространяется действие ст. 7 ГК РФ. Пунктом 2 ст. 785 ГК РФ устанавливается целесообразность подтверждения договора международной перевозки морским транспортом с помощью коносамента.  

Ст. 144 КТМ РФ устанавливает перечень включаемых в коносамент данных (обязательные реквизиты). Но этот перечень не исчерпывающий: по соглашению сторон содержание может быть расширено за счет иных данных и оговорок. Ст. 145 КТМ РФ устанавливает, если в коносаменте не указаны сведения о внешнем состоянии груза, то состояние принимается хорошим.

Благодарности